Радуйся Похвало Почаевская.14 Август 2012
5 августа, в праздник Почаевской иконы Божией матери в нашем храме была отслужена Божественная Литургия, а накануне уставное вечернее богослужение.
****
Уже больше четырех столетий чудотворная Почаевская икона Матери Божией находится в Почаевской обители. Все это время вокруг нее не прекращается молитвенная жизнь, все это время не оскудевает источаемая ею целительная сила, как не иссякает и поток богомольцев, притекающих к ней.
Ежедневно после полунощницы, которая служится братией в пять часов утра, чудотворный Почаевский образ Матери Божией медленно опускается на шелковых лентах вниз с третьего яруса иконостаса Успенского собора, где висит все остальное время, и замирает на уровне человеческого роста. Иноки, а вслед за ними и все присутствующие, подходят приложиться к чудотворной иконе. Порядок такой заведен с 1859 года, когда иконостас этот пожертвовал Успенскому собору император Александр II, посетивший Почаевскую Лавру. Десятилетие спустя (1869) обрела икона и свой нынешний звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами, а также золотую ризу (после пожара, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа).
Почаевская икона Пресвятой Богородицы относится к типу «Умиление». На клеймах Почаевского образа — семь миниатюрных изображений святых: пророк Илия, мученик Мина, первомученик Стефан, преподобный Авраа-мий, великомученица Екатерина и преподобные Параскева и Ирина. Скорее всего, это была родовая икона митрополита Неофита. Собственно, благодаря ей можно сделать предположение о том, что «греческий» митрополит был родом из южных славян: некоторые надписи на иконе выполнены на церковнославянском языке.
Чудотворность иконы проявилась вскоре после того, как заняла она место в замковой молельне Анны Гойской. Был у той слепорожденный брат Филипп, и когда уверилась Анна в силе излучающей свет иконы, то убедила брата обратиться с молитвой к Пресвятой Богородице пред Ее образом. Со всем жаром сердца помолился тогда Филипп, и тотчас глаза его открылись, обрел он зрение, будто и не был прежде слеп. Это было одно из первых чудес, за ним последовали и другие.
Записывать чудеса в Почаеве начали лишь в 1664 году, до того сведения передавались из уст в уста; позже некоторые такие рассказы о бывших прежде чудесах были зафиксированы на бумаге. Произошло и множество новых чудес. В «Книге записей чудес Почаевских» икона эта даже называется «скорбных матерей утешением», поскольку часто к Матери Божией пред Почаевской Ее иконой обращались матери, дети которых тяжело и даже безнадежно болели. Удивительна история, приведшая в Почаев того самого Николая Потоцкого, благодаря которому монастырь процветал при униатах.
Потомственный граф, богач Потоцкий воплощал в себе все черты польской аристократии: человеком был вспыльчивым и своевольным, но и очень деятельным, упорным. Случилось ему проезжать раз мимо Почаева, вдруг лошади рванули в сторону и, опрокинув коляску и сидящих в ней Потоцкого с кучером, ускакали прочь. Рассвирепевший Потоцкий выхватил пистолете намерением застрелить кучера на месте, но тот, оборотясь в сторону видневшегося монастыря, воскликнул: «Мати Божия, чудовная в иконе Почаевской, спаси меня!» Безотказный прежде пистолет трижды дал осечку. Ошарашенный пан, ярость которого как рукой сняло, немедля направился в обитель, где с покаянной молитвой опустился на колени пред чудотворным Почаевским образом. Было это в 1759 году.
Пан Потоцкий был столь потрясен произошедшим, что перешел из католичества в униатство (что было редкостью — обычно-то происходило как раз наоборот), сблизился с тогдашним настоятелем Почаева Ипатием (Белинским) и вложил свою неуемную энергию вкупе с огромным состоянием в архитектурное обновление монастыря. На его средства построили украсивший Почаев Успенский собор, некоторые церкви и двухэтажный корпус для братии.
Впрочем, архитектурой дело не ограничилось. Мы уже упоминали о неудавшейся попытке католической канонизации преподобного Иова, однако до этого уже было осуществлено коронование Почаевской иконы. Заведена у католиков такая практика, по сути схожая с канонизацией святых. Коронованная икона (речь идет только о Богородичных иконах) канонически признается чудотворной. Испытавший на себе чудотворную силу пан Потоцкий год спустя просил Ипатия (Белинского) не откладывать с коронацией, и тот отправился к епископу Луцкому Сильвестру (Рудницкому). Архиерей, собрав свидетельства чудотворности, представил их в Рим, и в 1773 году папа Климент XIV благословил коронацию Почаевской иконы. Особой папской буллой объявлялось полное отпущение грехов каждому, поклонившемуся иконе в первые восемь дней по коронации.
Коронацию назначили на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В Почаев собралось множество народу: кроме аристократов и простолюдинов, одних священников было около тысячи. Приняли участие в торжествах и военные части. Там, где теперь монастырское кладбище и Рождество-Богородичная церковь Лавры, в поле к востоку от обители была сооружена временная часовня-каплица с особым местом для коронуемой иконы. На дороге от монастыря к каплице возвели пять триумфальных арок. Деревья, высаженные тогда на этой дороге, зеленеют по сей день.
Две короны из чистого золота, стараниями Потоцкого изготовленные в Риме и возложенные на икону епископом Сильвестром, так и остались на чудотворной Почаевской иконе Пресвятой Богородицы, равно почитаемой православными и католиками.